Я очень нежно люблю наших джазменов, блюзменов и рокеров, которые вскрывают тлетворное влияние западной культуры на нас. Впрочем Сергей Летов таких высот не достигает, и слава богу:
"Мы ведь идеализировали западный мир… Впрочем, там многому можно учиться. Но при этом надо учиться так, как учатся японцы или китайцы, — только лучшему, но не бросая свою культуру. Тем более, что у нас много хорошего. Я много раз бывал за границей и использую лучшее из того, что видел там."
По сути со времени "Могучей кучки" и ее последователей из следующего поколения ничего глобального в области музыки на 1/6 суши не появилось. Собственно, почвенность русской музыки XIX века тоже довольно спорна. Не на одной из народных муз. культур, имевшихся в наличии, не удалось построить чего-то глобального и презентабельного в мировом масштабе.
"А американские музыканты – крепкие, как сорняки. У них, например, нет министерства культуры (и это, кстати, не стоит у них брать за пример). Крепкая самодеятельность, которая жизнеспособна более, чем наша, например. Я под впечатлением от увиденного пытался в начале 90-х создать что-то типа союза музыкантов, но, увы, уровень активности наших музыкантов очень низкий."
Тут возникает извечный вопрос о курице и яйце. То, что самоорганизация эффективней, можно судить по тому, кто на кого влиял в течении ХХ-ого века, основные маршруты эмиграции творческих людей и т.д. И вот дилемма. То ли музыканты 1/6 суши так задавлены контролем/избалованы опекой/ министерства культуры, и в случае избавления от этой опеки заматереют и активизируются как американцы. То ли они изначально такие и шефство чиновников над культурой позволяет создать хоть какой-то движ. Иначе вообще ничего не будет.
"Сейчас возрождается интерес к синтезаторам после спада в 90-е, когда был популярен цифровой звук."
Ок, будем считать, что это просто терминологическая путаница. А в цифровом звуке тоже ничего страшного нет, вопрос рулежки.
"При этом сейчас западные джазовые и рок-артисты едут к нам, чтобы получить наши деньги. Дело в том, что в Европе с 2008 года — сильнейший кризис, и артистам трудно зарабатывать деньги. Они едут к нам, в то время как наших артистов там не ждут: своих бы прокормить!"
Не думаю, что тут какая-то целенаправленная политика. Просто что, к примеру, сможет показать Сергей Летов (при всей его значимости для музыки СССР) такого, что на этом Западе нет?
"Музыка в какой-то степени инертна, она не успевает за событиями, и история тому свидетель. Мы не можем сказать чего-то выдающегося о музыке Великой французской революции: не породила она яркой музыки."
Романтизм? Нет, не слышал.
"Оказалось, что принципы отказа от клише, от накопленной информации сами подвержены той или иной моде."
Тут 100%
"И у нас высокая культура начинает подменяться низкопробной попсой, и в других странах так же. Это мировой процесс."
ИМХО, это стандартный расклад на протяжении истории человечества. Просто элитарная культура более живучая за счет более эффективных механизмов передачи, и от этого может показаться, что, к примеру, XIX-ом веке все сплошь эстеты и ценители элитарного искусства.
Все интервью
No comments:
Post a Comment